Мауль В.Я. Тело Лжедмитрия I в контексте русской и западной культурных традиций

Дата изменения
Дата публикации:

Рубрика: Commentarii / Cтатьи

Категория: Commentarii / Cтатьи.

Название статьи Тело Лжедмитрия I в контексте русской и западной культурных традиций
Авторы Мауль, Виктор Яковлевич, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Нижневартовского филиала Тюменского государственного нефтегазового университета, Нижневартовск, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Commentarii / Статьи
Год 2012 Номер журнала 2 Страницы 107-120
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94(470). 03.23.31 Индекс ББК 63.3 (2) 4
Аннотация В статье предпринята попытка использовать современные методологии для анализа внешности первого самозванца в контексте отечественной и западной культурных традиций. Исследуются восприятие русскими и европейскими современниками физических особенностей Лжедмитрия I и его убийства с последующим символическим надругательством над телом. Показано, что соматические признаки самозванца по-разному воспринимались участниками и свидетелями тех драматических событий в зависимости от того, носителями какого культурного багажа они являлись.
Ключевые слова первый самозванец, телесный код, культурные традиции, особенности внешности, символика насилия
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

1. Агапкина, Татьяна Алексеевна; Валенцова, Марина Михайловна; Топорков, Андрей Львович. Нагота//Славянские древности: этнолингвистический словарь. Москва: Институт славяноведения РАН, 2004. Т. 3. С. 355-360.
2. Агапкина, Татьяна Алексеевна. Кол//Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Москва: Международные отношения, 1999. Т. 2. С. 527-528.
3. Бахтин, Михаил Михайлович. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1990. 543 с.
4. Белова, Ольга Владиславовна. Бес//Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Москва: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 164-166.
5. Бойцов, Михаил Анатольевич. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. Москва: РОССПЭН, 2009. 550 с.
6. Вендина, Татьяна Ивановна. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. Москва: Индрик, 2002. 336 с.
7. Гиршберг, Александр. Марина Мнишек. Москва: Издание И. А. Вахромеева, 1908. 375 с.
8. Гуревич, Арон Яковлевич. «Время вывихнулось»: Поругание умершего правителя//Одиссей: Человек в истории. Москва: Наука, 1993. С. 221-241.
9. Зарецкий, Юрий Петрович. «Тело», современная медиевистика и автобиографизм Епифания Соловецкого//Средние века. Вып. 63. Москва: Наука, 2002. С. 99-108.
10. Зеленин, Дмитрий Константинович. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. Москва: Индрик, 1995. 432 с.
11. Кабакова, Галина Ильинична. Нос//Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Москва: Институт славяноведения РАН, 2004. Т. 3. С. 435-436.
12. Констебл, Джайлз. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. Москва: Наука, 1994. С. 165-181.
13. Костомаров, Николай Иванович. Лжедмитрий Первый. По поводу современного его портрета. 1606 г. // Русская старина. 1876. Т. 15. № 1. С. 1-8.
14. Левин, Ив. От тела к культу//Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. Москва: Индрик, 2004. С. 162-190.
15. Левкиевская, Елена Евгеньевна. Борода предорогая…//Категории и концепты славянской культуры. Труды отдела истории культуры. Москва: Институт славяноведения РАН, 2007. С. 105-119.
16. Скрынников, Руслан Григорьевич. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990. 238 с.
17. Соколов, Андрей Борисович. История тела: Предпосылки становления нового направления в историографии // Диалог со временем. Вып. 26. Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. С. 190-211.
18. Соколов, Андрей Борисович. Тело как способ идентификации "Другого" // Диалог со временем. Вып. 33. Москва: ИВИ РАН, 2010. С. 213-232.
19. Софронова, Людмила Александровна. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. Москва: Индрик, 2006. С. 8-24.
20. Тюменцев, Игорь Олегович. Азовский поход Лжедмитрия I и вольное казачество//Казачество в южной политике России в Причерноморском регионе. Ростов-на-Дону; Азов: ООО «ЦВВР», 2006. С. 117-121.
21. Усенко, Олег Григорьевич. Монархическое самозванчество в России XVII-XVIII веков как фронтир//Границы в пространстве прошлого: Социальные, культурные, идейные аспекты. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 2007. Т. 1. С. 19-28.
22. Успенский, Борис Андреевич. Анти-поведение в культуре Древней Руси//Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. Москва: Языки русской культуры, 1996. С. 460-476.
23. Perrie, Maureen. Pretenders and popular monarchism in early modern Russia: The false tsars of the Time of Troubles. Cambridge, 1995. 269 p.

 

Метки: первый самозванец, телесный код, культурные традиции, особенности внешности, символика насилия

Печать