Мутья, Наталья Николаевна. Образ Ивана Грозного в отечественном изобразительном искусстве XX – начала XXI века. Традиции и новации

Дата изменения
Дата публикации:

Метки: Иван IV, Иван Грозный, историческая память, медиевализм, Образ Ивана Грозного, историческая живопись, образ правителя, салонно-академическое искусство, демократическая живопись, Miscellanea / Смесь

Название статьи Образ Ивана Грозного в отечественном изобразительном искусстве XX– начала XXIвека. Традиции и новации
Авторы Мутья, Наталья Николаевна – кандидат искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год 2018 Номер журнала 1 Страницы 148-164
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК 7.03:7.036:7.04; ББК 85.103(2)+63.3(2) Индекс DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2018.107
Аннотация

Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект: «“Мобилизованное средневековье”: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время», № 16-18-10080.

В статье впервые анализируются новаторские и традиционные тенденции в произведениях современного искусства, посвященных образу Ивана Грозного. На основе искусствоведческого и культурно-исторического подходов автор выявляет и анализирует преемственность искусства XIXи ХХ веков в формальных и содержательных аспектах. Предметом исследования выступают следующие тенденции: схожесть образного языка произведений русской живописной школы XIXи XXвеков; аллюзивность, как знаковая черта художественного мышления, сосуществование салонно-академической и демократической линий живописи на протяжении двух веков; интерес к наследию «русского стиля», ведущего истоки от Средневековья; взаимодействие религиозного и светского начал; тематическая общность искусства прошлого и настоящего. Особый акцент сделан на поиске новых тем в современной исторической живописи. Автор рассматривает как произведения ведущих мастеров современной эпохи, так и начинающих живописцев и скульпторов. В статье анализируется взаимосвязь изобразительного искусства и исторической науки. Статья основана на произведениях искусства, хранящихся в разнообразных музеях (изобразительного искусства, краеведческих, исторических, военных, музеях-заповедниках), частных коллекциях, демонстрируемых на временных выставках.

Ключевые слова историческая живопись, Иван Грозный, традиции, новаторство, салонно-академическое искусство, демократическая линия живописи
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Александровский Кремль. Владимир: Издатель А. Вохмин, 2013. 184 с.

    Алленова, Екатерина.«Иван Грозный» Репина. Узоры на тему современности. Режим доступа: http://artguide.com/posts/446-ivan-groznyi-riepina-uzory-na-tiemu-sovriemiennosti (последнее посещение – 15 марта 2018 г.)

    Бахтин, Михаил Михайлович. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1990. 541 с.

    Большая картина. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2006. 304 с.

    Бранский, Владимир Павлович. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704 с.

    В Национальном музее открылась выставка Ильяса Файзуллина. Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/news/2005/10/21/14008/ (последнее посещение – 15 марта 2018 г.)

    Верещагина, Алла Глебовна. Вячеслав Григорьевич Шварц. Ленинград; Москва: Искусство, 1960. 172 с.

    Верещагина, Алла Глебовна. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIXвека. Москва: Искусство, 1990. 230 с.

    Герои и злодеи русской истории. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2010. 256 с.

    К вопросу о канонизации Ивана Грозного и Г. Е. Распутина. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/420877 (последнее посещение – 15 марта 2018 г.)

    Кириченко, Евгения Ивановна. Русский стиль. Москва: Галарт, 1997. 432 с.

    Крамской, Иван Николаевич. Письма, статьи. В 2-х тт. Т. 2. Москва: Искусство, 1966. 531 с.

    Легенды и были Александровской слободы. Александров: Музей заповедник «Александровская слобода», 2008. 96 с.

    Лихачев, Дмитрий Сергеевич. Смех в Древней Руси. Ленинград: Наука, 1984. 295 с.

    Лясковская, Ольга Анатольевна. Илья Ефимович Репин. Москва: Искусство, 1982. 478 с.

    Мейлах, Мира Борисовна. Изобразительная стилистика поздних фильмов Эйзенштейна. Ленинград: Искусство, 1971. 176 с.

    Мутья, Наталья Николаевна. Аллюзивный аспект в исторической живописи И.Е. Репина. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» // Творчество Ильи Репина и проблемы современного реализма. К 170-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2015. С. 71–84.

    Мутья, Наталья Николаевна. Иван Грозный. Историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX–XX вв. Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. 496 с.

    Нестерова, Елена Владимировна. Идеальное искусство. Позднеакадемическая и салонная живопись. Санкт-Петербург: Золотой век, 2012. 512 с.

    Отчет Русского музея императора Александра III за 1911 год. Санкт-Петербург, 1914. 89 с.

    «Русский стиль» // Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство. Москва: Сканрус, 2011. С. 112-125.

    Скрынников, Руслан Григорьевич. Иван Грозный. Москва: Наука, 1975. 247 с.

    Филюшкин, Александр Ильич. Андрей Михайлович Курбский. Просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 624 с.

    Филюшкин, Александр Ильич. Когда и зачем стали ставить памятники историческим персонажам Древней Руси? // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идее.  2017. Выпуск 7. С. 382–397.

    Шабанов, Андрей Евгеньевич. Передвижники. Между коммерческим товариществом и художественным движением. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 336 с.

    Шапошник, Вячеслав Валентинович. Иван Грозный. Санкт-Петербург: Академия исследования культуры, 2015. 321 с.

    Шапошник, Вячеслав Валентинович. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 569 с.

    Яковлева, Нонна Александровна. Историческая картина в русской живописи. Москва: Белый город, 2005. 656 с.

    Brinton, Christian.Russia’s greatest painter – Ilya Repin // Scribner’s Magazine. 1906. Vol. XL. No. 5. P. 513-522.

    Hobsbawm, Eric; Ranger, Terence. The Invention of Tradition. Cambridge University Press, 1992. 332 p.

    Hunt, Priscilla. Ivan IV's Personal Mythology of Kingship // Slavic Review. 1993. Vol. 52, No. 4. P. 769–809.

    Jacobs, Lea. A lesson with Eisenstein: Rhythm and Pacing in Ivan the Terrible, Part I // Jacobs, Lea. Film Rhythm after Sound: Technology, Music, and Performance. University of California Press, 2015. P.25–57.

    Madariaga, Isabel de. Ivan the Terrible: First Tsar of Russia. New Haven: Yale University Press, 2005. 484 p.

    Pavlov, Andrei; Perrie, Maureen. Ivan the Terrible: Profiles in Power. London: Pearson / Longman, 2003. 234 p.

    Perrie, Maureen. The Cult of Ivan the Terrible in Stalin's Russia. Palgrave Macmillan, 2001. 255 p.

    Perrie, Maureen. The image of Ivan the Terrible in Russian folklore. Cambridge university press, 1987. 269 p.

    Perrie, Maureen.The Popular Image of Ivan the Terrible//Slavonic & East European Review. 1978. Vol. 56. No 2. P. 275-286.

 

Печать E-mail

  • Просмотров: 168