Горелик М. В. Мусульманский папа на Московском троне («Шапка Казанская» Ивана IV Грозного из Оружейной палаты)

Дата изменения
Дата публикации:

Рубрика: Disputatio / Дискуссия

Категория: Disputatio / Дискуссия.

Название статьи Мусульманский папа на Московском престоле («Шапка Казанская» Ивана IVГрозного из Оружейной палаты)
Авторы Горелик, Михаил Викторович – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Disputatio / Дискуссия
Год 2014 Номер журнала 2 Страницы 141-147
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94(47). 043 Индекс ББК 63.3(2)44
Аннотация Хранящаяся в Оружейной палате Московского Кремля одна из царских регалий-корон, принадлежавшая Ивану IV Грозному «Шапка Казанская» – корона царя, символизирующая его статус монарха Казанского ханства, но также и владельца чингизидского престола, который узаконил его новый для Великого князя Московского титул «царь», который на Руси XIII-XV вв. принажлежал только чингизидам, вызывает в последние годы новую вспышку интереса. Она связана с с интересом татарстанской научной и околонаучной общественности к регалиям Казанского ханства. В Казани полагают, что данная корона принадлежала последнему казанскому Хану и Ивану Московскому досталась как трофей. Автор полагает, что это невозможно. «Шапка» имеет совершенно необычную, специфическую форму тиары с тремя венцами, которую имела только… папская тиара. Но на итальянских гравюрах 2 четверти XVI в. с портретом турецкого султана Сулеймана Кануни (Великолепного) мы видим именно эту тиару, только с четырьмя ярусами венцов, «надетую» на венецианский шлем «барбют». Из документов известно, что эта реальная вещь была заказана султаном венецианскому мастеру за огромные деньги, и символизировала претензии Сулеймана и последующих султанов, владевших Румом-Анатолией, Румелией-Нижним Подунавьем еще и на италийский Рим, и на Священную Римскую Империю германской нации со столицей в Вене. Надевалась она на приемах имперских послов. Сулейман был кумиром молодого Ивана IV, проводившего реформы в подражание Сулеймановым. Скорее всего, он заказал итальянцам гравированный портрет султана, и захватив Казанское ханство, заказал корону, как у властителя исламского мира. Исполнили ее в Москве как русские, так и, вероятно, татарские мастера.
Ключевые слова Шапка Казанская, Иван Грозный, султан Сулейман, Казанское ханство, папская тиара
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Арсеньев, Юрий Владимирович; Трутовский, Владимир Константинович.Путеводитель по Оружейной Палате. Москва: Типография В. И. Воронова, 1914. 303 с.

    Бибикова, Ирина Михайловна.  Монументально-декоративная резьба по дереву // Русское декоративно-прикладное искусство от древнейших времен до наших дней. Т. 1. Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1962. С. 35–108.

    Крамаровский, Марк Григорьевич. Шапка Мономаха: Византия или Восток? // Сообщения Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Т. 47. Ленинград: Искусство, 1982. С. 66–70.

    Ленц, Эдуард Эдуардович. Императорский Эрмитаж. Указатель отделения Средних веков и эпохи Возрождения. Ч. 1. Собраниеоружия. Санкт-Петербург, 1908. 376 с.

    Atil, Esin.The Age of Sultan Suleyman the Magnificent. Washington: National Gallery of Art, 1987. 356 p.

    Bussagli, Marco. Rom. Die goldenen Jahrhunderte.Berlin: H. F. Ullman Publ., 2009. 543 p.

 

Метки: Иван Грозный, DISPUTATIO / ДИСКУССИЯ, Шапка Казанская, султан Сулейман, Казанское ханство, папская тиара

Печать